В продолжение непростой и болезненной темы о тех вооружениях, которых явно не хватает российской армии и флоту для быстрой и решительной победы над противником, за которым стоит вся военная мощь коллективного Запада. Все эти воздушные атаки нефтебаз на нашей собственной территории, стремительные перемещения моторизированных частей ВСУ «жабьими прыжками», ракетные удары по мирным буровым установкам на Черном море и российским военным кораблям не были бы возможны, имей ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ в строю достаточное количество самолетов ДРЛОиУ и прочих средств дальней разведки и целеуказания.

«Летающие радары»

Хочется напомнить, что о наличии серьезных проблем в данной компоненте мы рассказывали еще в статье от 9 ноября 2021 года, когда подсчитывали, сколькими самолетами ДРЛОиУ располагает Россия. По открытым данным, в нашей стране есть всего лишь 9 старых советских самолетов ДРЛОиУ А-50, сделанных на базе Ил-76, из которых только 4 прошли модернизацию до уровня А-50У. Но и эти воздушные разведчики, способные контролировать обстановку в небе, на море и на суше, а также давать данные целеуказания ударным и зенитным ракетам и комплексно управлять боем как мобильный командный пункт, уступают по своим тактико-техническим характеристикам американскому самолету АВАКС Е-3 Sentry.

Реальным конкурентом ему должен стать перспективный российский самолет ДРЛОиУ А-100 «Премьер». Он сможет контролировать обстановку в радиусе 650 километров и вести одновременно до 300 целей, находясь в воздухе до 6 часов. Однако из-за большой технической сложности Минобороны РФ до сих пор не дождалось давно обещанный самолет. Рано или поздно все проблемы будут устранены, но следует отдавать себе отчет, что этот воздушный разведчик будет очень дорогим и реально в войсках их будет не так много, как хотелось бы.

Помимо этого чудо-самолета, необходимы более массовые и дешевые в покупке и обслуживании самолеты ДРЛОиУ. Пусть они будут уступать «Премьеру» по тактико-техническим характеристикам, но зато они реально должны быть на фронте, где без них эффективность боевых действий резко снижается, зато повышается уязвимость по сравнению с противником, на которого работают натовские АВАКСы.

Так что же это может быть за самолет?

«Редкий зверь»

Здесь хотелось бы вновь обратиться к американскому опыту, поскольку США объективно в данной компоненте являются мировым лидером. ВВС стран блока НАТО располагают многочисленными самолетами АВАКС Е-3 Sentry, а вот ВМС США и Франции – палубными самолетами ДРЛОиУ Е-2 Hawk Eye.

Последний представляет собой исключительно «редкого зверя», нишевой продукт, который требуется, казалось бы, только в авианосном флоте, оснащенном катапультами для взлета этих тяжелых самолетов. Такие авианосцы есть у американцев и один – у французов. Впрочем, Париж хочет построить второй атомный авианосец размером побольше «Де Голля». Наличие собственного палубного самолета ДРЛОиУ радикально повышает возможности американских и французских АУГ по ведению боевых действий на море. Однако это далеко не единственная область их возможного применения.

Так, в ходе Ливанской войны 1982 года ВВС Израиля активно использовали самолеты ДРЛО Е-2С Hawkeye для наведения ракет на цель, кардинально повысив эффективность своих действий. АВАКС находились вне зоны действия ПВО противника и управляли боем, что тогда произвело на всех неизгладимое впечатление. И это при том, что ВМС Израиля никакими авианосцами, естественно, не располагают. Однако легкий палубный АВАКС нашел свое применение! Имей сегодня ВС РФ, ВКС РФ и ВМФ РФ на вооружении подобные фронтовые самолеты ДРЛОиУ, мы не столкнулись бы с теми проблемами, что были упомянуты во введении. Вот только где их взять?

Работы над палубным самолетом ДРЛОиУ начались еще в СССР для серии тяжелых авианесущих крейсеров. Предполагалось, что Як-44 сможет взлетать как при помощи катапульты, так даже и без нее, с трамплина ТАВКР «Адмирал Кузнецов», иметь крейсерскую скорость 700 км/ч, максимальную – 740 км/ч, а продолжительность патрулирования от 3,6 до 6,5 часа, использоваться и на флоте, и в качестве фронтового разведчика. Увы, с распадом Советского Союза серия АТАВКР типа «Ульяновск» не состоялась, а перспективный палубник так и не пошел дальше полноразмерного макета. Двигатель ТВД Д-27 остался за Украиной, что делало невозможным воссоздание Як-44 без возвращения Запорожья в состав России. Что там уцелеет от предприятия «Ивченко-Прогресс» в ходе освобождения, неизвестно. Тогда к чему вся эта рефлексия?

К тому, что на сцену вышел еще один игрок, у которого есть похожий «редкий зверь». Это Китай, который разработал собственный палубный самолет ДРЛОиУ Xian KJ-600 («Кунцзин-600») для базирования на своих перспективных авианосцах. Сперва на базе серийного военно-транспортного самолета Xian Y-7 китайцы создали летающую лабораторию JZY-01. Затем они испытали на ней импульсно-доплеровскую РЛС с активной ФАР собственной китайской разработки, которая позволяет обнаруживать крупные наземные или надводные объекты на дальностях до 600 км (450 км для воздушных). Максимальная взлетная масса самолета составляет 30 т, он может вести патрулирование в течение 3-4 часов со скоростью в пределах 400-450 км/ч. Запуск с палубы будет осуществляться при помощи катапульты. Первым авианосцем, на котором будут нести службу Xian KJ-600, станет «Фуцзянь», несколькими днями ранее спущенный на воду в КНР.

Появление у неофициального союзника России Китая подобного самолета, по идее, должно подтолкнуть Минобороны РФ полюбопытствовать на тему возможности приобретения легкого фронтового АВАКСа. Времена, когда только мы что-то продавали китайцам, прошли, теперь и китайские военные корабли и самолеты-разведчики стали весьма интересными. Будь у Черноморского флота РФ хотя бы 3-4 русифицированных экспортных версии Xian KJ-600, он смог бы постоянно контролировать обстановку в акватории и на побережье Украины, не допустив ракетных атак по российским кораблям и буровым установкам «Черноморнефтегаза». Регулярное воздушное патрулирование самолетов ДРЛОиУ вдоль границы позволило бы взять ее на замок, воспрепятствовав вторжению на нашу территорию ударных вертолетов и БПЛА украинской армии. Также АВАКС китайского производства не дал бы ВСУ безнаказанно совершать стремительные марш-броски от одного населенного пункта к другому, оперативно наводя на них российскую истребительную и штурмовую авиацию.

Широкомасштабная война на суше, море и в воздухе доказала, что на фронте остро необходимы легкие самолеты ДРЛОиУ, и их должно быть много. Раз мы не можем пока что построить их самостоятельно, значит, надо попробовать приобрести, чтобы не платить за гордыню кровью русских солдат и моряков. Китаю как производителю будет только выгодно увеличить серию Xian KJ-600, поскольку палубник ДРЛОиУ – это действительно нишевой и «редкий зверь». Но такой полезный.